Блог
Будущее Управление Компании-университеты Бизнес

Долгосрочные инвестиции в будущее: как построить компанию-университет

Игорь Рыбаков, основоположник идеи Компании-университета
Методология создания компании-университета
Представьте себе компанию, которая не просто работает ради прибыли, а стремится создать гармонию между бизнесом, обществом и человеком. Компания, которая инвестирует в будущее, закладывая фундамент для долгоживущей и устойчивой к кризисам организации. Такая компания становится живым самообучающимся организмом, нацеленным на непрерывное развитие и создание ценности для всего общества.

В долгосрочной перспективе именно компании-университеты, обладающие своим уникальным Учением и культурой преемственности, станут доминирующей организационной моделью. Они не только переживут все кризисы и потрясения, но и будут способствовать формированию нового уровня сознания человечества в целом. Для дальновидных лидеров, которые мыслят в масштабе поколений, переход к модели компании-университета — это не опция, а необходимость.

Методология создания компании-университета включает в себя несколько ключевых этапов:
1. Формирование Учения. Учение компании — это не просто набор корпоративных ценностей. Это целостное мировоззрение, рожденное в сознании ее основателя. Оно отражает глубинный смысл существования компании, ее миссию в масштабах общества, города, страны, а в случае глобальных экосистем — и всего человечества. Учение дает ответы на фундаментальные вопросы — ради чего существует компания, какой вклад она вносит в развитие своей отрасли, общества и каждого отдельного человека. Создание собственного аутентичного Учения — первый и важнейший шаг построения компании-университета. Важную роль в создании и распространении Учения в корпоративном мире играет Chief Philosophy Officer.

2. Создание цепочек преемственности. Передача и развитие Учения из поколения в поколение происходит через выстраивание цепочек «учитель-ученик». Каждый сотрудник компании должен быть одновременно и учеником, перенимающим опыт и знания у более зрелых коллег, и учителем, передающим Учение следующему поколению. Такие непрерывные цепочки преемственности обеспечивают сохранение и приумножение самого ценного актива компании — ее интеллектуального капитала.

3. Создание культуры постоянного обучения. В компании-университете непрерывное обучение и развитие сотрудников возведено в ранг ключевой ценности. Такая компания поощряет стремление каждого человека к росту, овладению новыми знаниями и навыками. Обучение здесь не ограничивается только профессиональными компетенциями — оно направлено на целостное развитие человека, реализацию его уникального потенциала в согласии с Учением компании.

4. Внедрение системы управления знаниями. Знания и опыт сотрудников — это главный актив компании-университета. Для его эффективного использования необходима система сбора, структурирования, хранения и распространения ценных знаний внутри организации. Компания должна создать технологическую и культурную инфраструктуру, которая стимулирует сотрудников документировать и передавать свои знания, превращая их в достояние всей организации.

5. Фокус на воспитании будущих лидеров. Важнейшей задачей руководителей компании-университета является целенаправленное выращивание своих преемников. Лидеры не только передают им профессиональные компетенции, но и погружают в Учение компании, делая их носителями ее духа и ценностей. Так компания обеспечивает устойчивость и преемственность управления на десятилетия вперед.

6. Использование прорывных моделей и технологий. Компания-университет активно внедряет самые передовые технологические и организационные инновации, позволяющие ей достигать экспоненциального роста и влияния. При этом технологии здесь — не самоцель, а всего лишь инструмент для реализации Учения и достижения долгосрочной миссии компании. Они помогают масштабировать уникальную культуру и практики компании-университета на всё большее число людей. В компании-университете ключевой инновацией всегда является человек.

Создание компании-университета — это длительный путь глубинной трансформации, затрагивающей самые основы организации. Ключом к успеху здесь является наличие подлинного Учения, которое служит несущей конструкцией, объединяющей все элементы системы. Оно превращает компанию из механического бездушного бизнеса в живой, целеустремленный организм, развивающийся в гармонии с обществом и человеком.

В долгосрочной перспективе именно компании-университеты, имеющие свое Учение и культуру преемственности, станут доминирующей организационной моделью. Они не просто переживут все кризисы и потрясения, но и будут способствовать становлению нового уровня сознания человечества в целом. Поэтому для дальновидных лидеров, мыслящих в масштабе поколений, переход к модели компании-университета — это уже не опция, а необходимость.

Итак, каковы же ключевые признаки и отличия компании-университета:

1. Наличие своего Учения — уникальной системы ценностей, принципов и мировоззренческих установок, определяющих глубинную суть и миссию компании.

2. Ориентация на непрерывное обучение и развитие сотрудников. Создание культуры, где ценятся новые знания, навыки, постоянный рост.

3. Создание цепочек преемственности «учитель-ученик». Каждый сотрудник выступает одновременно в роли ученика и учителя, передавая дальше Учение компании и профессиональный опыт.

4. Интеграция принципов управления знаниями во все процессы. Знания рассматриваются как ключевой актив, создается система их генерации, накопления, распространения и применения.

5. Нацеленность на экспоненциальный рост и применение прорывных технологий. При этом технологии не самоцель, а инструмент реализации миссии и Учения компании.

6. Воспитание будущих лидеров внутри компании, обеспечение преемственности руководства на основе передачи Учения и опыта.

7. Рассмотрение компании как живого организма, социального субъекта, играющего свою уникальную роль в развитии общества и человечества в целом.

Пошаговый план создания компании-университета:

1. Провести вовлекающий семинар или тренинг, погружающий сотрудников в тему компаний-университетов.

2. Изучить культуру, практики и процессы, уже существующие в компании. Оценить текущий уровень обучения и обмена знаниями, а также выявить, существуют ли предпосылки для появления цепочек ученической преемственности.

3. Разработать систему работы с интеллектуальным капиталом компании: выявить главных носителей смыслов (прежде всего это основатель) и сделать их знание передаваемым, то есть создать на его основе тексты, курсы, тренинги, видео и др.

4. Сформулировать Учение компании.

5. Включить принципы обучения и передачи знаний в корпоративную стратегию и цели. Определить, какие навыки, компетенции и знания критически важны для реализации стратегии.

6. Выстроить систему наставничества и менторинга. Определить роли "учителей" и порядок передачи их знаний и опыта "ученикам". Создать программы и регламенты обучения.

5. Внедрить процессы и инструменты управления знаниями. Создать базы знаний, системы документирования лучших практик, площадки для обмена идеями и опытом.

6. Перестроить корпоративную культуру, сделав ценности постоянного роста и обучения ее ядром.

7. Создать систему управления талантами и карьерой, где рост сотрудника определяется его способностью усваивать и передавать знания и Учение компании, готовностью брать на себя роль "учителя".

8. На уровне руководства внедрить практики менторского лидерства - выявления и целенаправленной подготовки будущих лидеров как носителей Учения и корпоративной философии.

9. Интегрировать Учение и принципы компании-университета во все аспекты деятельности - в отношения с клиентами, в социальные и благотворительные проекты, в партнерства и альянсы и т.д.

10. Регулярно измерять уровень приверженности сотрудников Учению компании, их вовлеченность в процессы обучения и передачи знаний. Проводить опросы, оценивать динамику корпоративных компетенций, отслеживать инновации (в том числе, образовательные), рожденные внутри компании.

Создание компании-университета - это постепенная трансформация, требующая переосмысления самой сути и назначения бизнеса. Это долгосрочные инвестиции в будущее, которые закладывают основу для построения действительно долгоживущей и устойчивой к кризисам организации, нацеленной на непрерывное развитие и создание ценности для общества.